Всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий «Урок Цифры»
В рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» в Лицее был проведен очередной тематический урок информатики “Исследование кибератак”
18-20 января в Лицее проходил всероссийский Урок Цифры “Исследование кибератак”.
Учащиеся 10-11 классов познакомились с понятием кибератаки, как покушение на информационную безопасность цифровой системы.
Были определены три вида кибератак, существующими в современном цифровом пространстве: это массовые угрозы, представляющие до 90% инцидентов от общего числа киберпреступлений (к ним относятся фишинг, телефонное мошенничество, скам), объектами которых являются рядовые пользователи, более сложные атаки, примерно 9,9% всех преступлений, они направлены на компании и организации с целью приостановки работы с помощью вредоносного компьютерного кода и самые сложные в техническом плане атаки с использованием шпионского ПО, около 0,1%, которые направлены на крупные компании, банки, государственные организации или высокопоставленных чиновников.
Эксперт по кибербезопасности Лаборатории Касперского Дмитрий Галов рассказал в видеолекции о сложных целевых киберугрозах, о мошеннических схемах киберпреступников, о борьбе специалистов по информационной безопасности с кибератаками и правилах защиты и противостоянии злоумышленникам.
Ребята познакомились с навыками специалиста по ИБ — на сайте “Урок Цифры” прошли онлайн — тренажер для старшеклассников, где почувствовали себя в роли кибердетектива, исследуя кибератаку, совершенную в финансовой сфере, (кстати, сюжет этой истории основан на реальных событиях).
Детектив Мидори Кума и стажер Запятыня исследуют попытку злоумышленников украсть деньги из банкомата. Подключив свой ноутбук к банкомату, проанализировав файлы, детективы обнаружили там программу с вредоносным кодом и отправили его в “Лабораторию Касперского” для исследования и определения зацепок. Сотрудник “Лаборатории” и Мидори предположили, что данный код попал в банкомат с рабочего компьютера сотрудника банка. Они вычислили этот компьютер. Ребята проверили настройки компьютера и нашли фишинговое письмо, с которого началась кибератака. Все найденные улики были переданы в службу безопасности банка.
В результате прохождения тренажера ребята получили соответствующий сертификат.
Интеллект-карта “Исследование кибератак”